СОВЕТЫ НОВОНАЧАЛЬНЫМ

НОВОНАЧАЛЬНОМУ

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят – с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так.

Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и встать с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу.

Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых».

Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас, и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия.

Утром натощак принимай просфору и пей святую воду.

Пора идти на работу. В течение дня стараемся выполнять свои послушания по отношению к нашим ближним: к семье, к сослуживцам. Будем при этом нераздражительны, миролюбивы, готовы прийти на помощь ближнему.

Перед началом всякого дела будем стараться читать молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Единородный, Безначального Твоего Отца, Ты рекл если пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже, Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю благости твоей: помози ми грешному сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Тових святых. Аминь.»

По окончании дела: «Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко Един многомилостив, Господи, слава тебе». Затем «Достойно есть…»

Не будем забывать каждый раз молиться перед вкушением пищи и благодарить Бога за то, что напитал нас.

По совету святых отцов, каждый день не ложись спать, пока не исполнишь вечернего молитвенного правила и не прочтешь две главы Посланий, начиная с Деяний св. апостолов и кончая Откровением св. Иоанна Богослова и хотя бы несколько псалмов из Псалтири.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски, не читая Евангелия? Когда мы молимся – мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться. Сделайте три закладки и читайте подряд, а прочитав – начинайте снова, и так всю жизнь.


ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

  • Воцерковление (вхождение в Церковь) — это духовно-нравственное развитие человека, знакомство с миром Православия и осмысленное участие в церковной жизни.  Воцерковляться — это значит учиться быть христианами как верными чадами Церкви Христовой. С чего начать?

  • Вы первый раз пришли в храм. Вам хочется исповедаться, излить свою душу, причаститься Святых Таин Христовых. Но как это сделать? Все незнакомо, ново, таинственно и поэтому даже кажется страшным. Чтобы помочь вам, мы приведем некоторые советы и рекомендации, являющиеся результатом многолетней священнической практики.

    Первая в жизни исповедь – это чрезвычайно важное и ответственное событие для каждого человека, за которым должна начаться совершенно иная, духовная жизнь. Приход на исповедь означает, что христианин многое осознал и понял, переоценил свои былые идеалы и стремления, что он решил начать новую, духовную жизнь. При этом происходит своего рода внутренний переворот, ломка, многих установившихся стереотипов мышления и поведения. Это процесс сложный и зачастую довольно болезненный.

    Поэтому для церковной исповеди христианин созревает далеко не сразу. Редко кто, первый раз придя в храм, сразу идет на исповедь. Обычно человек вначале просто ходит в церковь, стоит, молится, думает, наблюдает за окружающими. Постепенно у него возникает желание подойти, поговорить со священником, поисповедоваться.

    Когда такое желание возникло, новообращенному просто необходимо ему последовать, ибо это голос Ангела-хранителя, призывающего к таинству покаяния. Если не послушать этот голос, то желание покаяния, возникшее под воздействием призывающей благодати Божией, может отойти, и неизвестно, когда еще Дух Святой снова начнет призывать грешника ко спасению. Поэтому, когда появилась потребность в исповеди, нужно безотлагательно начать к ней готовиться.

    Что же для этого необходимо? Прежде всего нужно соблюсти два важных условия:

    -Найти место, где можно спокойно и полно исповедаться.

    -Должным образом подготовиться к исповеди.

    Для выполнения первого условия лучше всего подыскать немноголюдную церковь и прийти на исповедь в будний день, когда на Литургии будет немного исповедников. Также нужно стремиться попасть на первую исповедь к более опытному (скорее всего пожилому) священнику, заранее узнав, в какой будний день он будет исповедывать. До принятия таинства следует несколько раз посетить выбранную церковь, попривыкнуть, освоиться в ней.

    Не следует искать именно знаменитых, прославленных духовников, потому что, как правило, они бывают перегружены многочисленными духовными чадами и должного внимания вам уделить не смогут. Кроме того, поиск именно «прославленных», может свидетельствовать о наличии в вас определенной гордыни: «Если мне идти, так к особенному». Избегайте таких чувств с самого начала. Помните, что когда вы первый раз соберетесь на исповедь, вас, как правило, будут ожидать искушения. Падший дух не даст вам спокойно вырваться из-под его власти.

    Искушения бывают внешние, внутренние и по пришествии в храм. Когда вы начнете ходить в церковь и соберетесь на исповедь, вас могут неожиданно атаковать самые близкие люди. Например, отец или мать будут всячески отговаривать вас ходить в церковь, говорить, что это дело темных, глупых людей, просить ради них и их здоровья не делать этого.

    В день первой исповеди может возникнуть невообразимое количество неотложных, в том числе и хозяйственных дел. Накануне, вам могут начать звонить давно забытые друзья, предлагать встретиться, выпить. Может испортиться самочувствие, появятся болезненные симптомы. Накануне исповеди также возможно проявление неверия, хульных помыслов, отчаяния, чей-то голос может внушать вам, что усилия ваши бесполезны, что лучше оставить все как есть. Не исключено появление сильного раздражения и особенно блудных помыслов. Не обращайте внимания, знайте, борьба за вашу душу началась!

    Когда вы придете в церковь на исповедь, также будьте готовы к искушениям. Во-первых, вам может казаться, что на вас все как-то по-особенному смотрят. Во-вторых, вас все может начать раздражать. Не так сказали, не так отнеслись, не так поклонились. Кроме всего прочего, вас, действительно, могут начать «доставать», скажем мягко, женщины пожилого возраста. Они будут делать замечания, толкать, бурчать. Будьте мужественны! Помните, кто стоит за всем этим, не поддавайтесь и ни за что не уходите из храма!

    Когда вы преодолеете все эти препятствия и подойдете к исповеди, помолитесь про себя Господу и попросите Его, чтобы Он раскрыл вашу душу для духовника. Чтобы священник сказал все, что угодно Богу сказать вам сегодня и знайте, что по «вере вашей и будет вам».

ПРИЧАСТИЕ

  • Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Причащаясь, верующие таинственным образом соединяются с Богом. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, так как в Причастии Господь дарует нам Свою благодатную силу, любовь и защиту от зла. Преподобный Серафим Саровский советовал исповедоваться и причащаться как можно чаще — хотя бы раз в месяц, и обязательно во все посты и двунадесятые праздники. Также святой говорил, что благодать Причастия распространяется на весь род причащающегося человека и советовал чаще причащать детей.
  • Причащение (Евхаристия — отгреч. «благодарение») — главное таинство Церкви, в котором православный христианин под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Святые Дары — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. В этом таинстве Господь освящает наши души и тела, опаляя все наши грехи. Величайшее чудо Святого Причастия совершается во время Божественной литургии.
  • Таинство Причастия установлено Самим Господом на Тайной Вечере, о чем свидетельствует Святое Евангелие:«Примите и вкусите от него все: ибо это и есть Тело мое, которое за вас будет предано…»; «Примите и пейте из нее все: ибо это и есть Чаша Крови Моей Нового Завета за вас изливаемая во оставление грехов. Совершайте это в память обо мне…» (Евангелие от Матфея). «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54).
  • К таинству Причастия может приступить любой православный христианин, имея твердую веру и благоговение перед великой святыней. Желающие причаститься заранее готовятся к нему. Это приготовление называется говением и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Что читать новоначальным

Священное Писание

Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.

Преподобный Феодор Студит:

«Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания…»

Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения Новогои Ветхого завета.

Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.

Толкование Библии

«Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви», — пишет святитель Феофан Затворник.

Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные толкования Иоанна Златоуста (Г), которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.

Святитель Феофан Затворник:

«Читать и усвоять Слово Божиенадо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви…»

Многим христианам полюбились относительно простые толкования святителя Феофилакта Болгарского(О), а также «Беседы на Евангелие от Марка» (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.

Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: «Толкование Евангелия» (О)библеиста Бориса Гладкова, «Иисус Христос. Жизнь и учение» (О)митрополита Илариона (Алфеева), «Толковая Библия» (О) Александра Лопухина, «Беседы на Евангелие от Матфея» (О) протоиерея Олега Стеняева, «Святое Евангелие от Матфея с толкованием святых отцов» (О).

Закон Божий

Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.

Наверное, самой известной книгой этого ряда является «Закон Божий» (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как «Закон Божий» (О) архимандрита Иова (Гумерова), «Закон Божий» (О)священника Даниила Сысоева, «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» (О)митрополита Илариона (Алфеева), «Православный катехизис» (О)святителя Филарета (Дроздова).

Наставления о духовной жизни

Среди наставлений хотелось выделить бы «Опыт построения исповеди» (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.

Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как «Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере» (О)архимандрита Андрея (Конаноса), «Жизнь. Болезнь. Смерть» (О)митрополита Антония Сурожского (Блума), «Письма духовным детям» (О) игумена Никона (Воробьева).

Творения святых отцов

Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова) (Г)и письмами игумена Никона (Воробьева) (Г). Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.

Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред…».

Особое внимание заслуживают «Душеполезные поучения и послания» (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.

Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.

Жития святых

Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.

Святитель Тихон Задонский:

«Надежное средство для поддержания веры и любви — чтениесвятых отцов и житий святых…»

Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворцаи других.

Православная проза

Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.

«Лето Господне» (О) Ивана Шмелева — классика детской художественной православной литературы. Главный герой романа, маленький Ваня «…возрастает в условиях, где вера была основой существования, образом жизни…». Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Иван Шмелев является автором и других произведений — «Богомолье» (О), «Солнце мертвых» (О), «Няня из Москвы» (О).

Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина «Дорожный посох» (О), написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия «Флавиан» (О) протоиерея Александра Торика.

Понять Православие помогут также романы Федора Достоевского (Г), Олеси Николаевой (О), повести Наталии Сухининой (О), Богдановой Ирины (О), Рогалевой Ирины (О), рассказы Владимира Крупина (О), Ольги Рожневой (О).

За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.

Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса, которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)).

Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — «Несвятые святые» (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря.

Богословие

Самым подготовленным людям для глубокого постижения Православия подойдут следующие книги: «Бог: Православное учение» (Г)митрополита Илариона (Алфеева), «Литургия смерти и современная культура» (В), «Евхаристия. Таинство Царства» (В)протопресвитера Александра Шмемана, «Источник знания» (Г)преподобного Иоанна Дамаскина, «Нравственное богословие апостола Павла» (Г) протоиерея Владислава Свешникова, «Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа» (В)протоиерея Вадима Леонова, «Добротолюбие» (Г).

Дневники и размышления

Внутренний мир православного человека, его мысли и переживания помогут понять такие книги, как «О мире и человеке» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Исповедь» (О)святителя Августина Блаженного, «Дневники» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Православие сегодня: Записки приходского священника» (О)протоиерея Иоанна Гончарова, «Православие и грядущие судьбы России» (О) архиепископа Никона (Рождественского).


НОВОНАЧАЛЬНОМУ

Пусть будет свет в твоих окнах, слышишь…

Пусть тень луны серебрит дома.

И Ангел рядом с тобой, увидишь…,

Как расцветает души пора.

Пусть будет долгой тропа земная,

И радость с грустью напополам.

Мечта души станет пусть другая,

Подарит негу уставшим снам.

Пусть все невзгоды летят в пучину

Промёрзших дум и лихих страстей.

И сердце пусть затеплит лучину

На алтаре самых лучших дней.

Пусть будет смех в твоём доме, слышишь…

Пусть звёзды никнут к твоим годам.

И счастье спит на подушке, видишь…

Ты верь, люби и молись, как встарь…

Наталья Гронек 18 января 2019 год