УЧЕНИЕ о ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Православным богослужением называется служение (служба) Богу, состоящее из чтения молитв, песнопений и священнодействий (обрядов), совершаемое по преимуществу в храме законно поставленными для того священными лицами (пастырями) по установленному Св. Православной Церковью чину или порядку, изложенному в богослужебных книгах.

Одни церковные службы (вечерня, утреня, часы, Литургия и др.) совершаются повседневно (ежедневно). Другие же (таинства, молебны, панихиды, освящение воды и проч.) совершаются только по временам, по требованию в разных случаях верующих, и называются требами. Таинства, установленные Самим Господом Иисусом Христом и переданные, по Его наставлению, апостолами для спасения всех верующих, и повседневные службы относятся к общественному богослужению. Остальные же требы, не имеющие обязательного характера для всех верующих, относятся к частному богослужению.
Богослужение началось на земле со времен первых людей, которые, будучи еще в невинном состоянии в раю, служили Богу, прославляя Его премудрость, благость, всемогущество и другие Божии совершенства, явленные в сотворении мира и попечении (промысле) о нем. После же своего грехопадения первые люди еще более должны были молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Но это богослужение носило частный характер: тогда не было ни святых храмов, ни священных лиц; люди приносили Богу жертву, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.
Общественный (церковный) характер богослужение получило при Моисее, который, по повелению Божию, устроил скинию (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), избрал священников и левитов, определил жертвы в разных случаях и установил праздники (Пасху, Пятидесятницу, Новый год, день очищения и др.).
Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в нем и проповедовал в нем, так же поступали и святые апостолы, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

ХРАМ И ЕГО ВНЕШНИЙ ВИД

Храмом (церковью) называется освященное по установленному чину особое здание или особое помещение в доме, в котором совершаются церковные богослужения для верующих. Храмы освящаются во имя (в честь) одного или трех Лиц Св. Троицы, Божией Матери, ангелов и святых, отчего и носят соответствующие названия: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Иоанно-Предтеченский, Николаевский, Александро-Невский и т. д. Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них, куда верующие собираются в торжественных случаях для общей молитвы, называется собором; тот собор, где по преимуществу служит архиерей и для служения его посредине собора постоянно находится кафедра (возвышение), называется кафедральным.
Сообразно своему высокому назначению, храм по внешнему виду отличается от других зданий. Он устрояется то в виде креста, потому что Господь Иисус Христос крестом избавил нас от власти диавола; то в виде круга, говорящего нам о вечности, для которой воспитывает нас Св. Церковь, так как круг служит символом (образом) вечности; то в виде корабля, напоминающего Ноев ковчег, но образу которого Св. Церковь спасает нас от вечной смерти и но бурному житейскому морю ведет нас к тихой пристани — вечному блаженству. Над средней частью храма возвышается купол и глава на нем, наверху которой ставится крест, свидетельствующий о том, что храм посвящен для прославления в нем распятого за нас на кресте Господа Иисуса Христа. Купол и глава на нем, увенчанная крестом, составляет не только отличительный признак святого храма, но и лучшее его украшение. Поэтому на храме часто бывает не одна, а две главы (что напоминает нам два естества в Иисусе Христе), три (три Лица Св. Троицы), пять (Иисуса Христа и четырех евангелистов), семь (семь таинств и семь вселенских Соборов), тринадцать (Иисуса Христа и двенадцать апостолов) и даже более.

ВНУТРЕННИЙ ВИД И УСТРОЙСТВО ХРАМА

По образцу скинии Моисеевой, которая разделялась на три части (двор, святилище и святое святых), православный храм состоит также из трех частей: притвора, средней части и алтаря.
1. Притвором называется западная часть храма, чрез которую входят в средину храма. В древней христианской церкви он предназначался для оглашенных, т е. готовящихся к принятию св. Крещения, и для кающихся, отлученных за тяжкие грехи от Святого Причащения. В настоящее время здесь по преимуществу стоят впавшие в крайнюю бедность, просящие «милостыню» именем Христа. Лестница, ведущая в притвор, и верхняя ее площадка называется папертью.
2. Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом, т. е. особой перегородкой, которая уставлена иконами. В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь: средняя — царские врата (через них Сам Господь, Царь Небесный, невидимо входит в Святых Дарах) и боковые: с правой стороны — южные, с левой — северные. На царских вратах изображаются: Благовещение Пресвятой Богородице и четыре евангелиста, а на боковых дверях — архангелы (Михаил, Гавриил), или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. По правую сторону царских врат всегда находится икона Спасителя, а по левую — икона Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя (если здесь нет боковой двери) — храмовая икона, т. е. изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм; в других же местах нижней части иконостаса — иконы особенно чтимых святых (Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и др.). Над царскими вратами ставится икона Тайной Вечери. Иногда иконостасы устраиваются в несколько ярусов (рядов); тогда во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — апостолов, в четвертом — пророков и на самом верху иконостаса — крест.
Иконостас поставляется на возвышении, называемом солеей. Солея назначается для лиц, участвующих в богослужении, миряне сюда входят лишь для поставления свечей пред иконами.
Средина солеи против царских врат (обыкновенно бывает устлана коврами) называется амвоном; здесь диакон произносит молитвословия (ектеньи) и читает Евангелие, сюда же верующие восходят для причащения Св. Тайн. По краям солеи устрояются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов ставятся хоругви, т. е. иконы на материи или металлические, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен; они носятся при крестных ходах, как церковные знамена.
3. Алтарь есть главная часть храма — за иконостасом, где совершается богослужение. Необходимые принадлежности алтаря составляют: святой престол и жертвенник. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, на котором совершается таинство Св. Причащения. Он устрояется посредине алтаря и покрывается священными одеждами. На нем находятся: Св. Крест, Св. Евангелие, Дарохранительница, Дароносица и Антиминс. Дарохранительницей называется ковчег (ящик) из какого-либо металла (серебра, меди и др.); в нем хранятся Св. Дары для причащения больных. Дароносицей называется небольшой ковчег, в котором священник носит Св. Дары при причащении больных на дому. Антиминс есть шелковый плат, на котором посредине изображено положение Иисуса Христа во гроб, по углам — четыре Евангелиста и между ними с правой и с левой стороны орудия страданий Спасителя (терновый венец, копие, губка, столб бичевания, гвозди и др.).
Вверху антиминса между Евангелистами делается надпись с объяснением слова «антиминс» (слово греч. священная трапеза, стол) и цели, с какой он освящен («ради приношения на нем Божественные Жертвы Тела и Крови Господни на святой Литургии»), а внизу указывается, когда и для какого храма и каким архиереем он освящен, причем имеется собственноручная подпись архиерея. С оборотной стороны антиминса пришивается мешочек с частицей св. мощей, напоминающих, что в первые века христианства, во время кровавых гонений, верующие на молитву собирались по преимуществу в подземных пещерах (катакомбах) и там на гробах мучеников совершали таинство Св. Причащения. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать Божественной литургии. Для большей сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называемый илитоном, напоминающим нам сударь (плат), которым была обвита Глава Спасителя во гробе.
За престолом поставляется св. Крест для напоминания о том, что Спаситель мира Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи мира на кресте, и семисвечник. Жертвенником называется стол, покрытый священными одеждами, на котором совершается проскомидия, т.е. приготовляются Дары (хлеб и вино) для Св. Причащения. Он всегда ставится в северовосточном углу алтаря.

На нем находятся священные сосуды с прибором:
а) св. Чаша или потир, в который вливается цер¬ковное вино;
б) дискос — небольшое круглое блюдо из металла на подставке с изображением посредине Младенца Иисуса, лежащего в яслях; на нем полагается хлеб (Агнец — средняя часть просфоры) для освящения на Божественной литургии, а также частицы, вынутые из других просфор;
в) звездница, состоящая из двух, крестообразно соединенных между собой, изогнутых металлических дуг; она поставляется на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам;
г) копие, которым вырезается из первой просфоры Агнец и вынимаются частицы из других просфор;
д) лжица (ложечка) для причащения верующих;
е) губка для чистки потира.
Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, освященных в память каких-нибудь священных событий или в честь каких-либо Святых. Тогда они, кроме главного, называются придельными.
Главный вход в храм почти всегда бывает с запада. Алтарь же, куда обращены взоры молящихся, находится на восточной стороне, напоминающей, что христиане должны стремиться к свету истины и добра, оставляя тьму греха и неправды.

СВЯЩЕННЫЕ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

По примеру церкви ветхозаветной, где были первосвященник, священники и левиты, святые апостолы и в церкви новозаветной (христианской) учредили три степени священства (иерархии) — епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. Они называются священнослужителями, так как чрез рукоположение архиерейское получают благодать Св. Духа для служения Церкви, чтобы учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию), совершать службы в храме и в домах и управлять церковными делами. Епископы обыкновенно называются архиереями; они получают высшую степень благодати, по которой все они равны между собой, но старейшие из архиереев называются архиепископами, митрополитами и патриархами. Архиереям принадлежит право кроме совершения обычного богослужения и проповедания Слова Божия посвящать (рукополагать) пресвитеров и диаконов, освящать миро, антиминсы и храмы, и управлять церковными делами в подчиненных ему приходах.
Пресвитеры обыкновенно называются священниками или по-гречески иереями, а старейшие между ними — протоиереями. Священник совершает, с благословения своего епископа, церковные службы и таинства (кроме священства), проповедует Слово Божие и управляет церковными делами в своем приходе. Диакон — слово греческое и означает служитель; при совершении богослужения диаконы помогают епископам и священникам и без их благословения не имеют права где-либо служить. Служение диакона не обязательно, а поэтому во многих церквах его не имеется. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом.
Участвующие в отправлении богослужения псаломщики, обязанные читать и петь как на клиросе, так и при совершении священником треб в домах прихожан, называются церковнослужителями. Их обязанности, с разрешения и благословения своего священника, могут исполнять хорошо знающие церковное чтение и пение прихожане. К церковнослужителям относятся также иподиаконы, участвующие исключительно при служении епископов.
Прихожанами называются те верующие православные христиане, которые имеют свой храм, куда они приходят молиться Богу в праздничные и воскресные дни, исповедоваться и причащаться Св. Христовых Тайн, венчаться и куда приносят детей для крещения и умерших для отпевания. Каждый православный христианин должен быть прихожанином какого-либо приходского храма, считать его главной своей святыней и заботиться о чистоте и благолепии его, а также о материальном обеспечении служащих в нем (священника, диакона, псаломщика, сторожа и певчих).

О СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖДАХ

Для совершения богослужения священнослужители облачаются о особые священные одежды, изготовляемые из парчи или из другой какой-либо пригодной материи и украшаемые крестами.
Одежда диакона: стихарь, орарь и поручи. Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и широкими рукавами. Такую одежду могут носить псаломщики и прислуживающие в храме миряне. Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь, и носится диаконом на левом плече сверх стихаря. Поручи (нарукавники) надеваются на руки и употребляются для большего удобства при богослужении.
Одежда священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и риза (фелонь). Подризник есть стихарь в измененном виде и отличается от него тем, что делается из тонкой материи и рукава у него узкие со шнурками, которыми они прикрепляются к руке; надевается он священником под ризой. Епитрахиль есть тот же самый орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря. Пояс надевается поверх епитрахили и подризника для большей свободы в действиях при священнослужении. Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Это длинная одежда, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук; видом она напоминает ту багряницу, в которую был облачен Страждущий Спаситель. В награду за усердную службу священники получают право носить набедренник — четырехугольный продолговатый плат, который носится на правом бедре и своим верхним краем примыкает к поясу. Набедренник напоминает священнику, чтобы он проповедовал Слово Божие, уча людей истинной вере и доброй жизни. Сверх фелони на груди у священника находится наперсный крест, или серебряный восьмиконечный, возлагаемый на него при посвящении его, или четырехконечный позолоченный (или золотой), получаемый в награду от правящего архиерея. Священникам в награду дается головное украшение: сначала бархатная фиолетовая скуфья, а потом взамен ее такая же камилавка.
Одежда епископа (архиерея): подризник, епитрахиль, поручи и пояс, как у священника; вместо фелони епископы надевают саккос, похожий на укороченный снизу и в рукавах стихарь. Сверх же саккоса епископы носят омофор (наплечник); это длинный широкий плат, украшенный крестами; он возлагается на плечи епископа так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Без омофора епископ не может совершать никакой службы; одежда эта напоминает ему, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся, подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах. На правом бедре епископ надевает палицу — четырехугольный плат, имеющий геометрическую форму ромба. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее с правой стороны, а набедренник в этом случае — с левой. На груди поверх саккоса кроме креста у епископа имеется панагия; это — небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, обыкновенно украшенный цветными камнями. Панагия носится епископами и вне службы поверх рясы и служит отличительным внешним признаком архиерейского сана.
При служении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Головным украшением епископа при служении является митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при службах также носить митру вместо камилавки. Во время богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.

СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Православные храмы украшаются священными изображениями св. Креста и святых икон, которые также служат предметом благоговейного поклонения и почитания со стороны верующих.
Крест был известен еще до Рождества Христова у язычников, которые употребляли его, как орудие казни. У христиан же, наоборот, крест служил и теперь служит орудием спасения, знаменем христианской веры. Язычники, когда преследовали христиан, издевались над крестом и называли их в насмешку крестопоклонниками. Ввиду этого христиане первых веков, почитая св. Крест и украшая им свои дома и храмы, по необходимости должны были изображать св. Крест так, чтобы он был менее понятен и заметен для язычника. Древнейшая форма св. Креста в виде буквы «X»; этот Крест ныне называется Андреевским, потому что на нем, по преданию, был распят св. ап. Андрей Первозванный. Потом в средине такого Креста стали прибавлять букву «I», что составляло начальные буквы имени Спасителя: I. X. Были потом и другие более сложные прибавления. Только с IV века, когда восторжествовала христианская вера, христиане стали открыто изображать св. Крест с распятым на нем Спасителем. Ныне св. Крестом украшаются храмы снаружи (на главах и при входе) и внутри (на иконостасе и на киотах); св. Крест служит необходимой принадлежностью престола и выносится для поклонения и целования верующим, возлагается на христиан при крещении, с какого времени каждый из нас должен носить его на своей груди, как православный христианин.
Иконами называются священные изображения истинного Бога во плоти, Матери Божией и святых угодников Божиих; иначе они называются «образами». Мы молимся и читаем акафисты пред иконами, но не считаем их богами, и молимся не им, не дереву и краскам, а тому, кто изображен на них.