ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»


ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Воскресение Христово Православная Церковь празднует как величайшее событие, праздников праздник, торжество из торжеств. Праздник предваряется длительным Великим постом. В последние дни поста вспоминаются события, которые произошли перед Воскресением.

Накануне великих Своих страданий Иисус Христос вместе с двенадцатью учениками пришел в Иерусалим.

Господь знал о грядущих страданиях и страшной смерти. Он, будучи совершенным Богом и совершенным, не причастным ни к малейшему греху человеком, не должен был страдать и умирать: ведь страдания и смерть — следствие удаленности человеческой природы от Бога, следствие греха. Но Христос добровольно принял на Себя всю тяжесть страданий человека, чтобы соединить с Собой и спасти всех тех, кто уверует в Него.

Один из учеников, Иуда Искариотский, предал Его. За то, что Он называл себя Сыном Божиим, верховное судилище приговорило ни в чем не повинного Господа на смерть.

В пятницу рано утром Иисуса Христа привели к римскому правителю Пилату. Там Его привязали к столбу и били, потом одели в багряницу — царскую одежду, на голову возложили терновый венец и стали насмехаться над Ним. После этого Пилат велел вывести Господа Иисуса Христа к народу. Он думал, что народ сжалится над Ним. Но люди, подговоренные фарисеями и начальниками иудейскими, кричали: “Распни, распни Его!”. Тогда Пилат предал Господа на смерть. Господь был предан казни на горе Голгофе, Его распяли на деревянном кресте. Казнь на кресте в то время считалась особо унизительной. На кресте распинали только самых отъявленных злодеев. Кроме того, это одна из самых мучительных казней. И все эти муки и унижения претерпел безгрешный Иисус Христос для нашего спасения.

Господь молился с креста за Своих мучителей, говоря:

Отче! Прости им, ибо они не знают, что творят.

После страшных крестных мук Христос умер в Великую Пятницу. Но человеческая природа Спасителя, нераздельно соединенная с Его Божеством, не могла быть подвластной смерти. Христос воскрес в день, который теперь называется Светлым Христовым Воскресением. Теперь спасение от смерти и греха открыто для всех тех, кто верует в Господа Иисуса Христа и входит в единение с Ним через Святое Крещение в основанной Им на земле Церкви.

В день Воскресения Господня явлена победа над грехом и его следствием — смертью, и человечеству открылась дорога в вечную жизнь. Праздник этот наполнен особой радостью: разносится перезвон колоколов, в храмах зажигают светильники. Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И каждый день звучит пасхальное приветствие: Христос воскресе! — Воистину воскресе!


СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

СВЯТОЙ АПРЕЛЬ

Зашелестит на перекрёстке,

Свернув на вечную стезю.

Оставит грезить в лихорадке

Кривую зимнюю слезу.

Прошепчет тихую молитву,

Зажжёт лампады у икон.

Остановив людскую битву,

Очистит чёрный небосклон.

Восхвалит Господа в псалтири,

Склонив покорное чело.

Благословит, чтоб жили в мире

И сердце радостью цвело.

Обнимет колокольным звоном,

Сплетёт святое торжество.

И установленным каноном

Всё в храме тихо и свежо.

Наденет красную рубаху

С частицей вечности в груди.

Положит окончанье страху

Пасхальным ходом вдоль звезды.

Окрестит землю славословьем:

«Христос Воскресе!» — в небесах.

И вторит мир созвучно пеньем

С великой радостью в сердцах.

Наталья Гронек 12 апреля 2017 год


СВЕТЛОЕ  ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?..

Воскрес Христос – и ни одного мертвого в гробу.

Ибо Христос, воскресши из мертвых,

положил начало воскресению умерших»

(из слова святого Иоанна Златоуста)

 

Вот и наступил величайший православный праздник – Светлое Христово Воскресение. Пасха.

«Праздник Праздников»  – день откровения Божественной Любви и поющей радости в сердцах верующих людей.

Воскресение Христово – основа нашей веры. А  наша вера – это связь между Богом и человеком, великая истина, незримо-живая. Неисчерпаемый источник  жизни, сердцебиение вечности,  отзывающееся «Гимном Любви» в каждом христианине. И в праздник святой Пасхи достигает вершины  несмолкающего ликования радости. Самой светлой, упоительно-восторженной, ощущение беспредельного счастья, которое невозможно спутать ни с чем…

Воскресение Христово убеждает нас, что смерти нет,  вселяет в нас надежду на спасение и жизнь вечную. Даруя приглашение в будущий век, царство не от мира сего – объясняя нам главный смысл Воскресения и суть жертвы Христовой.

Каждая Пасха – великое и незабываемое событие, исключительно-яркое, всякий  раз открывая для  верующего что-то новое. Но неизменно, каждый раз укрепляет христиан  в вере, заповедуя радоваться. И нам не стоит забывать об этом. Ведь, благодать Светлого Христова Воскресения делает нашу жизнь возвышенной и прекрасной, в которой каждая минута становится бесконечно значительной.

Очень важно по окончании празднования Святой  Пасхи  не удаляться от истинного Источника радости, «купаясь» в лучах других «радостей» – временных и ложных. Постараться сохранить «живую частицу вечности» у себя в груди. Продолжая в сердце беседовать с Небесным Отцом, отслеживать мысли, контролировать себя, не прилепляясь ни к чему земному. И тогда, радость – состоящую в чистоте сердца, никто не сможет отнять у человека, кроме него самого.

Будем помнить о вечной жизни, Новом Завете, Светлом Христовом Воскресении, внимая слову радости…

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ТРОПАТЬ ПРАЗДНИКА:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав


ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Тонут блики полночной печали,

Загорается радость в сердцах.

Растворяются смертные дали

Воскресеньем Иисуса Христа!

Трепет сердца унять невозможно,

Ликованьем объята душа.

Милость Господа впредь непреложна:

Вечность нам отворяет врата.

Дар бесценный, хранить обещая,

Мы надеждой затеплим в груди.

Пасха, радость в сердцах поселяя,

Наставляет за Богом идти.

Наталья Гронек 12 апреля 2015 год


ДВУНАДЕСЯТЫЕ   И ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники. Они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:


Двунадесятые неподвижные праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 04 декабря
†Рождество Христово 07 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы 07 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.


Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста
(за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница
(на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных.Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви,  Пасха – праздников праздник.


Великие недвунадесятые праздники:

14 января
07 июля
12 июля
11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение.  В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднствопопразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.